Азербайджан феодальный

Исторические события Азербаджана. Древний Азербайджан

Многострадальная средневековая история Азербайджана не раз подвергалась нашествиям иноземных завоевателей. Эта земля стала ареной кровопролитных войн. В начале III в. в Иране возникло новое государство во главе с Сасанидами, которые быстро повели наступление на Атропатену, превратив эту богатую область в свою опору. Газака стала резиденцией сасанидского наместника. Сасаниды объявили зоастризм государственной религией.

Укрепившись в Атропатене, Сасаниды обратили свои силы против Албании и соседних стран. К IV в. Албанское государство значительно окрепло. Здесь под влиянием Византии и других соседних стран, в которых уже утвердилась христианская религия, начало быстро распространяться христианство, ставшее вскоре государственной религией. Лишь к 387 г. завершилась борьба Ирана и Восточно-Римской империи (Византии) за обладание Закавказьем. Согласно заключенному миру, Албания, земли Восточной Грузии и Восточной Армении перешли под власть Сасанидов, хотя албанские цари пока сохранили внутреннюю самостоятельность.

Тяжелым бременем лег на народ гнет Сасанидов. Против набегов северокавказских кочевников в районе Дербентского прохода они начали возводить мощные укрепления, средства на которые взимались с жителей Албании. Налоги были увеличены в два раза.

Время господства в Азербайджане Сасанидов совпало со становлением феодальных отношений. Поэтому-то в особенностях феодализма в Азербайджане и Иране было много общего. С развитием феодальных отношений усиливалась эксплуатация крестьян. На протяжении V-VI вв. в Закавказье не стихали народные восстания против иноземного гнета. Подавив эти выступления, завоеватели еще более усилили угнетение местного населения. Положение усугубилось еще и тем, что во второй половине VI в. - начале VII в. возобновились ирано-византийские войны, а через Дербентский проход усилилось проникновение тюркоязычных племен в Албанию. Значительная часть их селилась здесь, переходила к оседлому образу жизни, постепенно смешиваясь с коренными жителями.

К началу VII в. в Албании возвысилось государство Гардман, во главе которого стояли Михраниды. В этот период экономическая жизнь Атропатены и Албании заметно оживилась: расширились посевные площади, стали строить ирригационные сооружения, начали разводить коконы тутового шелкопряда, использовать нефтяные источники Апшерона.

Ремесленники изготовляли замечательные гончарные и ювелирные изделия, ткани. Расширялись торговые связи. Росли старые, возникали новые города. Наиболее известными были Кабала, Барда, Пайтакаран (Байлакан), Халхал, Шеки, Шемаха, Шабран, Тебриз, Газака и др.

Развивалась культура. В Атропатене распространялся персидский язык.

В середине VII в. Закавказье подверглось нашествию арабских захватчиков. Лишь в начале VIII в., сломив сопротивление народа, халифат покорил территорию Азербайджана, установив здесь свою власть. Завоеватели начали насильственно насаждать ислам. Их тяжелая налоговая политика и произвол чиновников вызывали в народе ненависть к чужеземцам и их союзникам - крупным местным феодалам.

К 816 г. выступления народных масс против двойного гнета переросли в восстание, продолжавшееся более 20 лет. Его возглавил талантливый военачальник Бабек. Хотя это восстание было подавлено, оно ослабило власть халифата. В этих условиях на территории Азербайджана возник ряд независимых и полунезависимых государств. Среди них быстро выделилось государство Ширван, занимавшее северо-восточную часть Азербайджана. Столицей ширваншахов был город Шемахи.

В середине XI в. Закавказье подверглось нашествию среднеазиатских тюрков-сельджуков. Захватив весь Иран, они подчинили себе большую часть государств, расположенных на территории Азербайджана. В захваченных странах сельджуки, разрушили оросительные системы, нанесли крупный ущерб оседлому земледельческому хозяйству. Только ширваншахи, обязавшись платить им крупную дань, сохранили свою внутреннюю самостоятельность.

Тюркские племена, селившиеся компактно, постепенно попадали под культурное влияние местного населения, смешивались с ним, переходили к оседлому образу жизни. В конце XI в. они уже составляли одну из многочисленных этнических групп, населивших территорию Азербайджана. В процессе смешения их с коренными жителями происходит тюркоизация языка местного населения. Постепенно вытеснялись древние местные языки, создавался общий для населения различных областей язык. Этим языком стал азербайджанский, который входит в семью тюркских языков. Но он не сразу стал литературным. В литературе, науке и в делопроизводстве еще долгое время господствовали арабский и особенно персидский языки. Сохранялись также остатки и древних языков.

Со временем росло сопротивление народных масс сельджукам. В 60-х годах XI в. против сельджуков вспыхнули восстания в городах Хос и Салмасе, что сильно поколебало власть завоевателей.

С ослаблением власти сельджуков в XII в, народы Закавказья усилили борьбу против иноземного гнета. Особенно усилилась она в годы правления ширваншахов Манучехра II (1120-1149 гг.) и Ахситана I (1149-1203 гг.), которые выступали в тесном союзе с грузинскими царями. В результате завоеватели почти полностью были изгнаны из Закавказья.

Победа объединенных сил народов Закавказья над сельджуками и усиление местной государственной власти создало благоприятные условия для прогресса в социально-экономической жизни края. В это время здесь производился шелк-сырец и рис, паслись огромные стада овец и табуны лошадей. Барда была известна превосходными фруктами и тутовыми деревьями, Байлакан - гранатом, виноградом, померанцами, Гянджа - плодовыми садами, а ее окрестности - хлопковыми полями. Из Нахичевани, Тебриза, Хоя, Салмаса и Урмии в большом количестве вывозились в соседние страны сухие фрукты. Разноцветные изделия из шелка и шерсти, изготовленные местными ремесленниками, завоевали широкую популярность на мировом рынке.

Наряду с различными изделиями из металла славилась в Гяндже, Байлакаие, Тебризе и других городах глазурованная глиняная посуда.

Изменялись и формы феодальной земельной собственности.

В Азербайджане существовали все три формы феодальной ренты (продуктовая, денежная, отработочная), но преобладала продуктовая.

В IX-XII вв. на всем Востоке наблюдался значительный прогресс в области науки и культуры. Среди ученых того времени были широко известны географ и астроном уроженец Барды Макки Ахмед-оглы, философ Бахманяр, ученый и литератор Хатиб Тебризи и др. Во дворцах ширваншахов и атабеков существовали литературные меджлисы (кружки, собрания). В XI-XII вв. здесь жили и творили такие выдающиеся поэты и ученые, как Катран Тебризи, Абульула Гянджеви, Мехсежи-ханум, Фелеки и Хагани Ширвани, Низами Гянджеви, а в XIII в.- Насирэддин Туси.

Развивались также музыка, архитектура, изобразительное искусство. Шедевры азербайджанского зодчества и ныне поражают своей красотой и великолепием. Среди них особенно заслуживают внимания мавзолеи в Нахичевани, крепость Гюлистан близ Шемахи, Девичья башня в Баку и др.

Монгольское нашествие в начале XIII в. надолго задержало развитие экономики и культуры Азербайджана. В руины были превращены такие цветущие города, как Байлакан, Гянджа, Шемаха, Ардебиль, Барда и др. Монголы, разрушив оросительную сеть, превратили цветущие пашни в пастбища.

Территория Азербайджана вошла в состав монгольского государства Хулагидов и оставалась под властью монголов до конца XIV в.

В конце XIV в., когда государство Хулагидов распалось, снова начало усиливаться государство ширваншахов. Возникли и утвердились новые государства - Кара-Ко-юнлу и Ак-Коюнлу. Залечив раны, нанесенные монгольским нашествием, азербайджанский народ восстанавливал разрушенные города и села. Возрождались торговля и ремесло. В это время важную роль в торговле с другими странами начал играть Ширван - основной центр производства шелка. Значительно окрепли экономические и политические связи Ширвана с Русью. В 1465 г. ширваншах Фаррух Ясар направил к великому князю Ивану III своего посла Гасанбека. На следующий год из Москвы в Шемаху прибыло ответное посольство во главе с Василием Папиным, а также группа московских и тверских купцов, среди которых был известный русский купец и путешественник Афанасий Никитин. Во второй половине XV в. в борьбу за власть в Азербайджане включилась династия Сефевидов. Им удалось собрать значительные войска из среды кочевых тюркских племен. Эти воины носили головной убор в виде чалмы с 12 красными полосами в честь шиитских имамов. Поэтому их и называли кызылбашами (красноголовыми).

Осенью 1500 г. кызылбашское войско во главе с юным Исмаилом I Сефеви переправилось через Куру и вскоре овладело Шемахой. Подчинив Ширван и разгромив войско Ак-Коюнлу, Исмаил Сефеви вступил в Тебриз и провозгласил себя шахом. Так было основано государство Сефевидов, сыгравшее крупную роль в истории Азербайджана. С приходом к власти этой династии на первый план в жизни государства тюркский этнический элемент. Из кызылбашей главным образом набиралось войско и в дипломатической переписке стали пользоваться азербайджанским языком.

Значительного развития достигла и азербайджанская культура. Сильно обогатился в этот период азербайджанский литературный язык. На нем творили выдающиеся поэты того времени: Хатаи, Хабиби, Физули. Впервые начали создаваться народно-героические дастаны (эпосы), развивалась ашугская поэзия. Широко было известно творчество ученого-историка Искендербека Мюнши, а также тебризского мастера миниатюры Кемаладдина Бехзаде и др.

Но прогресс в экономике и культуре Азербайджана продолжался не долго. В конце XVI в. началась борьба между сефевидским государством и османской Турцией за сферы влияния в Закавказье. Войны, рост налогов и феодальные междоусобицы подорвали могущество кызылбашской знати. Центральные должности в государственном аппарате захватили персидские феодалы. Власть в Иране снова оказалась в руках персов. Столица государства была перенесена в глубь Ирана - в Исфаган.

В 20-х годах XVIII в. Россия сделала попытку овладеть прикаспийской частью Азербайджана. Однако сложное международное положение, упорное сопротивление Турции и Ирана, при поддержке Франции и Англии, не дали возможности ей закрепиться здесь. В 30-40-х годах XVIII в. на территории Азербайджана и Дагестана установилось владычество Надир-шаха, взимавшего множество налогов. Тяжелое материальное положение, бесправие, войны - все это привело к крупным антифеодальным выступлениям, ослабившим лоскутную империю Надир-шаха. Не случайно после его убийства в 1747 г. Иран почти полностью потерял власть над Азербайджаном. Здесь возникло свыше 15 ханств и других небольших феодальных государственных образований. Наиболее сильными были Кубинское, Карабахское и Шекинское ханства. В обстановке постоянной угрозы со стороны Ирана и Турции Фатали-хан Кубинский ориентировался на Россию.

В конце XVIII в. азербайджанское и армянское население Карабаха боролось против жестокого иранского завоевателя Ага Мухаммед-шаха. Он расправился с жителями Карабаха, предав огню и мечу Шушу - столицу ханства, однако укрепиться здесь не смог.

Несмотря на все бедствия, обрушившиеся на азербайджанцев в XVII-XVIII вв., их культура продолжала развиваться. От этой эпохи сохранилось великолепное произведение устного народного творчества - эпос "Кёр-оглы" (XVII в.). Широкую популярность получила реалистическая поэзия Вагифа и Видади (XVIII в.), призывавших в своих произведениях к борьбе с захватчиками и произволом феодалов. Сохранился и ряд архитектурных памятников. XVII - XVIII вв. - крепости Баят, Шахбулаг и Шуша. В это время (1780- 1830 гг.) жил известный азербайджанский географ и этнограф Ширвани Гаджи Зейнал-Абдин, оставивший описание своих путешествий по Ближнему Востоку, Центральной Азии и Балканскому полуострову.